Правила адъюдикации (урегулирования разногласий) советами по спорам
Правила действуют с 27 февраля 2025 года.
Оглавление
ПРЕАМБУЛА
Совет по спорам является независимым органом, состоящим из экспертов, которые избираются Сторонами для оказания им помощи в проведении процедуры Адъюдикации, а именно в предотвращении разногласий, а также предотвращении и урегулировании споров. Для целей настоящих правил «адъюдикация» и «процедура урегулирования разногласий Советами по спорам» представляют собой одну и ту же процедуру, учитывая существенное содержательное сходство этих способов альтернативного разрешения споров.
Правила Российского арбитражного центра при Российском институте современного арбитража («РАЦ») устанавливают порядок формирования и деятельности Советов по спорам, а также порядок администрирования процедуры Адъюдикации (урегулирования разногласий Советами по спорам).
Настоящие правила предусматривают три типа Советов по спорам: Советы по рассмотрению споров (Dispute Review Boards) в соответствии со статьей 4, Советы по адъюдикации споров (Dispute Adjudication Boards) в соответствии со статьей 5 и Советы ad hoc (Ad hoc Dispute Boards) в соответствии со статьей 6.
В случае выражения несогласия с Заключением Совета по спорам в установленном порядке любая Сторона может передать спор на рассмотрение в суд или арбитраж для разрешения спора de novo. Если ни одна из Сторон не выразила несогласие с Заключением Совета по спорам, любая Сторона может передать спор, возникший из неисполнения Заключения, на рассмотрение в суд или арбитраж.
Стороны могут договориться об осуществлении РАЦ функций содействия процедуре Адъюдикации, даже если они согласовали применение других правил адъюдикации (урегулирования разногласий Советами по спорам). В таком случае Стороны должны направить просьбу с указанием функций, которые Стороны хотят возложить на РАЦ, в соответствии со статьей 23.
Правила адъюдикации (урегулирования разногласий Советами по спорам) РАЦ существуют на русском и английском языке. Если Стороны не договорились об ином, в случае расхождения редакций РАЦ определяет, какой текст имеет приоритет с учетом целей и характера соответствующего положения.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Термины и определения
Для целей настоящих Правил адъюдикации термины определяются следующим образом:
- «Адъюдикатор» – лицо, входящее в состав Совета по спорам, с которым заключено Соглашение об исполнении функций Адъюдикатора.
- «Адъюдикация» – все процедуры, осуществляемые Советами по спорам, а именно предотвращение разногласий, предотвращение споров и урегулирование споров.
- «Арбитражный регламент» – правила арбитража РАЦ, действующие на дату начала арбитражного разбирательства.
- «Заключение» – Рекомендация или Решение, вынесенное Советом по спорам в соответствии с Правилами адъюдикации.
- «Письменный» или «в письменной форме» – любой документ, включая электронные письма, или любые другие средства связи, предоставляющие или допускающие письменную или электронную (цифровую) форму.
- «Правила адъюдикации» – Правила адъюдикации (урегулирования разногласий Советами по спорам) РАЦ.
- «РАЦ» – Российский арбитражный центр, его уполномоченные органы, включая Комитет по адъюдикации РАЦ, Административный аппарат РАЦ и иных сотрудников.
- «Рекомендация» – Заключение, вынесенное Советом по рассмотрению споров, которое не требует немедленного исполнения Сторонами.
- «Решение» – Заключение, вынесенное Советом по адъюдикации споров или Советом ad hoc, которое обязательно для немедленного исполнения.
- «Совет по спорам» – Совет по рассмотрению споров, Совет по адъюдикации споров или Совет ad hoc.
- «Соглашение о разрешении споров» – соглашение между Сторонами договора, которое inter alia содержит ссылку на урегулирование споров путем Адъюдикации.
- «Соглашение об исполнении функций Адъюдикатора» – соглашение между Сторонами и Адъюдикатором.
- «Сторона» или «Стороны» – сторона или стороны договора.
Статья 2. Сфера применения Правил адъюдикации
- Правила адъюдикации применяются в случае, если Стороны письменно договорились о содействии Совета по спорам в предотвращении или урегулировании любых споров или разногласий, которые могут возникнуть или уже возникли из договора в соответствии с Правилами адъюдикации. В таком случае РАЦ может осуществлять следующие функции:
- содействие в формировании Совета по спорам, отводе и прекращении полномочий Адъюдикатора;
- предоставление Сторонам проекта Соглашения об исполнении функций Адъюдикатора;
- ведение архива письменных коммуникаций (переписки и представляемых документов) между Сторонами и/или Адъюдикаторами;
- предоставление необходимых условий для проведения встреч и слушаний в помещениях РАЦ;
- обеспечение соблюдения важных процессуальных сроков и информирование Адъюдикаторов и Сторон о несоблюдении этих сроков;
- предоставление услуг по хранению средств, включая удержание депозитов Сторон и выплату гонораров и расходов Адъюдикаторов;
- осуществление технической проверки проектов Заключений;
- установление гонораров Адъюдикаторов;
- другие функции, предусмотренные Правилами адъюдикации.
- РАЦ может осуществлять дополнительные функции содействия Адъюдикации в случае достижения соглашения со Сторонами относительно содержания и стоимости выполнения таких функций.
- Функции, указанные в подпунктах 1, 8 пункта 1 настоящей статьи, осуществляются Комитетом по адъюдикации РАЦ. Остальные функции осуществляются Административным аппаратом РАЦ.
- Стороны могут договориться об осуществлении РАЦ функций содействия Адъюдикации, даже если они договорились о применении других правил адъюдикации (урегулирования разногласий Советами по спорам). В таком случае Стороны должны направить в РАЦ просьбу с указанием функций, которые Стороны хотят возложить на РАЦ, в соответствии со статьей 23 настоящих Правил.
- Если Стороны договорились о применении Правил адъюдикации, процедура будет регулироваться Правилами адъюдикации, действующими на дату заключения Сторонами соглашения об Адъюдикации, если иное не согласовано Сторонами.
- Если Стороны направляют просьбу в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, применяется редакция Правил адъюдикации, действующая на дату получения РАЦ просьбы, если иное не согласовано Сторонами.
Статья 3. Характеристики Советов по спорам
- В соответствии с Правилами адъюдикации существуют три типа Советов по спорам: Совет по рассмотрению споров, Совет по адъюдикации споров, Совет ad hoc.
- Совет по рассмотрению споров и Совет по адъюдикации споров являются постоянно действующими Советами по спорам, создаваемыми на весь (или значительный) период проекта. Адъюдикаторы указанных Советов осуществляют свои функции непрерывно. Если Стороны не договорились о типе Совета по спорам или не указали его, считается, что Стороны договорились о Совете по адъюдикации споров.
- Совет ad hoc не является постоянно действующим и создается для урегулирования отдельных споров, которые уже возникли. Адъюдикаторы Совета ad hoc осуществляют свои полномочия только в отношении конкретного спора (споров), переданного им Сторонами или Стороной.
- Функции Совета по спорам осуществляются Адъюдикатором единолично или несколькими Адъюдикаторами коллегиально.
- Совет по спорам не является составом арбитража, порядок исполнения Заключений не аналогичен порядку исполнения арбитражных решений.
- Стороны соглашаются соблюдать Заключения на условиях, указанных в Правилах адъюдикации, в качестве своих договорных обязательств. Вопросы несоблюдения Заключений могут быть переданы на рассмотрение в суд или арбитраж.
- Любая Сторона может не согласиться с Заключением Совета по спорам в установленный срок. В таком случае спор может быть разрешен de novo в суде или в рамках арбитража.
- Заключения допустимы в качестве доказательств в любых последующих арбитражных или судебных разбирательствах.
- Если иное не согласовано Сторонами, Адъюдикация является конфиденциальной. Адъюдикаторы обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в течение срока осуществления ими функций. Конфиденциальная информация может быть раскрыта только с согласия всех Сторон или если это требуется по закону.
Статья 4. Совет по рассмотрению споров
- Совет по рассмотрению споров оказывает Сторонам помощь в предотвращении и своевременном урегулировании любых споров и разногласий. В случае применения формальной процедуры урегулирования споров в соответствии со статьей 19 настоящих Правил, Совет по рассмотрению споров выносит Рекомендацию, которая не требует немедленного исполнения Сторонами. Стороны должны принимать во внимание Рекомендации.
- Если любая Сторона не согласна с Рекомендацией полностью или частично, она вправе в течение 30 дней с момента ее получения направить уведомление о несогласии другой Стороне, Совету по рассмотрению споров и РАЦ. В уведомлении о несогласии должны быть указаны причины такого несогласия.
- Если Сторона направила уведомление о несогласии, любая из Сторон может передать спор (или отдельные требования) в суд или арбитраж в соответствии с применимым законодательством и Соглашением о разрешении споров.
- Если Сторона не направила уведомление о несогласии в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, Рекомендация становится окончательной и обязательной для Сторон.
- Если любая из Сторон не исполняет окончательную и обязательную Рекомендацию, другая Сторона может передать вопрос о неисполнении Рекомендации в суд или арбитраж в соответствии с применимым законодательством и Соглашением о разрешении споров. В таком случае Сторона, которая не исполняет Рекомендацию, не может обосновывать свое неисполнение несогласием с выводами, изложенными в Рекомендации.
Статья 5. Совет по адъюдикации споров
- Совет по адъюдикации споров оказывает Сторонам помощь в предотвращении и своевременном урегулировании любых споров и разногласий. В случае применения формальной процедуры урегулирования споров в соответствии со статьей 19 Совет по урегулированию споров выносит Решение, которое обязательно для Сторон с момента его получения. Стороны должны немедленно исполнять Решение независимо от наличия уведомления об отказе от исполнения в соответствии с настоящей статьей.
- Если любая Сторона не согласна с Решением полностью или частично, она вправе в течение 30 дней с момента его получения направить уведомление об отказе от исполнения другой Стороне и Совету по урегулированию споров, в котором должны быть указаны причины отказа от исполнения.
- Если Сторона направила уведомление об отказе от исполнения, любая из Сторон может передать спор (или отдельные требования) на рассмотрение в суд или арбитраж в соответствии с применимым законодательством и Соглашением о разрешении споров. До разрешения спора судом или составом арбитража Стороны обязаны исполнять Решение.
- Если Сторона не направила уведомление об отказе от исполнения, Решение становится окончательным.
- Если любая из Сторон не исполняет Решение, другая Сторона может передать спор о неисполнении Решения на рассмотрение в суд или арбитраж в соответствии с применимым законодательством и Соглашением о разрешении споров. В таком случае Сторона, которая не исполняет Решение, не может обосновывать свое неисполнение несогласием с выводами, изложенными в Решении.
Статья 6. Совет ad hoc
- Совет ad hoc оказывает содействие в урегулировании уже возникших между Сторонами споров, и создается для разрешения конкретных споров, определенных Стороной или Сторонами.
- Стороны могут договориться об Адъюдикации Советом ad hoc в соответствии с настоящими Правилами адъюдикации в договоре или в Соглашении о разрешении споров. Стороны также вправе договориться об Адъюдикации Советом ad hoc после возникновения спора.
- Совет ad hoc выносит Решение относительно требований, которые стороны обозначили для разрешения Советом ad hoc. Решение обязательно для Сторон с момента его получения. Стороны должны немедленно исполнять Решение независимо от какого-либо уведомления об отказе от исполнения в соответствии с настоящей статьей.
- Если любая Сторона полностью или частично не согласна с Решением, она вправе в течение 15 дней с момента его получения направить уведомление об отказе от исполнения другой Стороне и Совету ad hoc, в котором должны быть указаны причины отказа исполнять Решение.
- Если Сторона направила уведомление об отказе от исполнения, любая из Сторон может передать спор (или отдельные требования) на рассмотрение в суд или арбитраж в соответствии с применимым законодательством и Соглашением о разрешении споров. До разрешения спора судом или составом арбитража Стороны обязаны исполнять Решение.
- Если Сторона не направила уведомление об отказе от исполнения, Решение становится окончательным.
- Если любая из Сторон не исполняет Решение, другая Сторона может передать спор о неисполнении Решения на рассмотрение в суд или арбитраж в соответствии с применимым законодательством и Соглашением о разрешении споров. В таком случае Сторона, которая не исполняет Решение, не может обосновывать свое неисполнение несогласием с выводами, изложенными в Решении.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТА ПО СПОРАМ
Статья 7. Формирование Совета по рассмотрению споров и Совета по адъюдикации споров
- Если Стороны не договорились об ином, состав Совета по рассмотрению споров и Совета по адъюдикации споров формируется в соответствии с Правилами адъюдикации.
- Если Стороны не согласовали количество Адъюдикаторов, Совет по рассмотрению споров или Совет по адъюдикации должен состоять из трех Адъюдикаторов.
- После консультации со Сторонами и учитывая соответствующие обстоятельства РАЦ может определить, что Совет будет состоять из одного Адъюдикатора.
- Если Совет состоит из одного Адъюдикатора, Стороны совместно выбирают его в течение 30 дней с момента заключения договора, заключения Соглашения о разрешении споров или в течение 30 дней с даты начала любого исполнения по договору, в зависимости от того, что наступит раньше, или в течение любого другого согласованного периода времени. В случае невозможности согласования кандидатуры Адъюдикатора, РАЦ назначает его по запросу любой из Сторон в кратчайший срок.
- Если Совет состоит из трех Адъюдикаторов, Стороны совместно выбирают двух Адъюдикаторов. В случае невозможности согласования одного или обоих Адъюдикаторов в течение 30 дней с момента заключения договора, заключения Соглашения о разрешении споров или в течение 30 дней с даты начала любого исполнения по договору в зависимости от того, что наступит раньше, или в течение любого другого согласованного периода времени, недостающие Адъюдикаторы назначаются РАЦ по запросу любой из Сторон в кратчайший срок.
- Два выбранных Адъюдикатора предлагают Сторонам как минимум три кандидатуры третьего Адъюдикатора в течение 21 дня с момента выбора второго Адъюдикатора. Если Стороны не выбирают ни одного из предложенных кандидатов в качестве третьего Адъюдикатора в течение 15 дней с момента получения предложения, или не согласуют иную кандидатуру третьего Адъюдикатора, или если первые два Адъюдикатора не предложили кандидатов, третий Адъюдикатор назначается РАЦ по запросу любой из Сторон в кратчайший срок. Третий Адъюдикатор действует в качестве председательствующего, если Стороны и Адъюдикаторы не согласны на назначение другого председательствующего Адъюдикатора.
- Стороны могут договориться о другом количестве Адъюдикаторов. В таком случае Стороны должны согласовать процедуру формирования Совета. Если Стороны не смогли сформировать Совет в соответствии с согласованной процедурой, то формирование Совета осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи mutatis mutandis.
- Назначение любого Адъюдикатора осуществляется РАЦ по запросу любой из Сторон с учетом обстоятельств спора, включая ситуацию, когда одна из Сторон уклоняется от создания Совета.
- РАЦ при назначении Адъюдикатора учитывает характеристики потенциального Адъюдикатора, в том числе гражданство, место жительства, владение языками, образование, квалификацию, опыт работы, наличие свободного времени и способность осуществлять необходимые функции, а также любые замечания, комментарии или запросы, сделанные Сторонами. РАЦ прилагает все разумные усилия для назначения Адъюдикатора, соответствующего специальным требованиям, если они согласованы всеми Сторонами.
Статья 8. Формирование Совета ad hoc
- Положения статьи 7 применяются mutatis mutandis к формированию Совета ad hoc.
- Если Стороны не согласовали количество Адъюдикаторов, Совет ad hoc состоит из одного Адъюдикатора.
- После консультации со Сторонами и учитывая соответствующие обстоятельства, РАЦ может определить, что Совет ad hoc будет состоять из трех Адъюдикаторов.
- Если Стороны договорились об Адъюдикации единоличным Адъюдикатором ad hoc до возникновения спора, они совместно выбирают его в течение 15 дней с уведомления Стороны о намерении передать текущий спор единоличному Адъюдикатору ad hoc. Если Стороны договорились об Адъюдикации единоличным Адъюдикатором ad hoc после возникновения спора, они совместно выбирают его в течение 15 дней с момента заключения такого соглашения. Если Стороны не смогли выбрать единоличного Адъюдикатора ad hoc, он назначается РАЦ в течение 15 дней с момента запроса любой из Сторон.
- Для целей формирования Совета ad hoc из трех Адъюдикаторов, Стороны совместно выбирают двух Адъюдикаторов. Если Стороны договорились об Адъюдикации Советом ad hoc до возникновения спора, они совместно осуществляют свой выбор в течение 15 дней с уведомления Стороны о намерении передать текущий спор в Совет ad hoc. Если Стороны договорились об Адъюдикации Советом ad hoc после возникновения спора, они совместно осуществляют свой выбор в течение 15 дней с момента заключения такого соглашения. Если Стороны не смогли выбрать одного или обоих Адъюдикаторов, недостающие Адъюдикаторы назначаются РАЦ в течение 15 дней с момента запроса любой из Сторон.
- Два выбранных Адъюдикатора Совета ad hoc предлагают Сторонам как минимум две кандидатуры третьего Адъюдикатора в течение 15 дней с момента выбора второго Адъюдикатора. Если Стороны не выбирают ни одного из предложенных кандидатов в качестве третьего Адъюдикатора в течение 7 дней с момента получения предложения, или не согласуют иную кандидатуру третьего Адъюдикатора, или если первые два Адъюдикатора не предлагают кандидатов, третий Адъюдикатор назначается РАЦ по запросу любой из Сторон в течение 15 дней.
Статья 9. Начало и прекращение деятельности Совета по спорам
- Совет начинает свою деятельность после того, как каждый из Адъюдикаторов заключит со всеми Сторонами Соглашение об исполнении функций Адъюдикатора. Если Совет по спорам действует коллегиально, существенные условия каждого Соглашения об исполнении функций Адъюдикатора должны быть одинаковыми, если иное не согласовано Сторонами и соответствующим Адъюдикатором.
- Если Стороны не договорились об ином, деятельность Совета по спорам прекращается с момента получения уведомления от Сторон об их совместном решении расформировать Совет. Деятельность Совета ad hoc автоматически прекращается с момента вынесения Решения по спору, который Стороны передали Совету, если Стороны не договорились об ином, или если не применяется статья 22 Правил адъюдикации.
- Любое Соглашение об исполнении функций Адъюдикатора может быть прекращено: по соглашению Сторон; в случае отвода; юридической или фактической невозможности Адъюдикатора осуществлять свои функции. Соглашение об исполнении функций Адъюдикатора также прекращает действие по истечении срока, на который был выбран Адъюдикатор, за исключением случая, когда Адъюдикатор уже участвует в формальной процедуре урегулирования спора.
- Адъюдикаторы Совета по рассмотрению споров и Совета по адъюдикации споров могут покинуть Совет, предоставив Сторонам письменное уведомление за 90 дней, если иное не согласовано в Соглашении об исполнении функций Адъюдикатора. Адъюдикаторы Совета ad hoc могут покинуть Совет, предоставив Сторонам письменное уведомление за 15 дней, если иное не согласовано в Соглашении об исполнении функций Адъюдикатора.
Статья 10. Беспристрастность и независимость
- Любой Адъюдикатор должен быть беспристрастным и независимым по отношению к Сторонам[1].
- Любой кандидат в состав Совета по спорам должен подписать заявление о согласии, возможности осуществления функций, беспристрастности и независимости, а также письменно раскрыть Сторонам, другим Адъюдикаторам и РАЦ любые факты или обстоятельства, которые могут подвергнуть сомнению независимость или вызвать разумные сомнения в беспристрастности кандидата.
- Адъюдикатор немедленно письменно раскрывает Сторонам, другим Адъюдикаторам и РАЦ любые факты или обстоятельства, касающиеся его беспристрастности или независимости, которые могут возникнуть в ходе осуществления его функций.
- Стороны могут договориться о том, что требования о беспристрастности и независимости не применяются к боковым Адъюдикаторам, если только не возникает обоснованных сомнений в том, что большинство Адъюдикаторов прямо или косвенно действует в интересах одной из Сторон.
- Если Стороны не договорились об ином, любая из Сторон, желающая заявить отвод Адъюдикатору Совета по рассмотрению споров или Совета по адъюдикации споров, может в течение 21 дня с момента, как ей стало известно или должно было стать известно о релевантных фактах и обстоятельствах, направить в РАЦ заявление об отводе, содержащее описание таких фактов и обстоятельств. Любая из Сторон, желающая заявить отвод Адъюдикатору Совета ad hoc, может в течение 5 дней с момента, как ей стало известно или должно было стать известно о релевантных фактах и обстоятельствах, направить в РАЦ заявление об отводе, содержащее описание таких фактов и обстоятельств.
- Другая Сторона, Адъюдикатор, которому был заявлен отвод, а также другие Адъюдикаторы вправе представить письменную позицию, которая может включать описание фактов и обстоятельств, в течение 10 дней с момента получения заявления об отводе.
- РАЦ рассматривает заявление об отводе и окончательно принимает решение в течение 30 дней с момента получения заявления об отводе, либо в течение 30 дней после получения последней направленной письменной позиции относительно отвода.
Статья 11. Прекращение полномочий Адъюдикатора
- Полномочия Адъюдикатора могут быть прекращены по заявлению Стороны, если Адъюдикатор оказывается юридически или фактически не способен участвовать в Адъюдикации либо не участвует в ней в течение неоправданно длительного срока.
- Рассмотрение заявления проводится в соответствии с процедурой, установленной пунктами 5–7 статьи 10.
Статья 12. Замена Адъюдикатора
- При замене Адъюдикатора по любой причине он назначается в порядке, применявшемся к выбору предыдущего Адъюдикатора, если Стороны не договорились об ином.
- Все действия, предпринятые Советом по спорам до замены Адъюдикатора, признаются действительными и подлежащими исполнению, если Стороны не договорились об ином. До замены Адъюдикатора Совет по спорам не должен проводить слушания или выносить Заключения без согласия всех Сторон.
ГЛАВА 3. ПРОЦЕДУРА АДЪЮДИКАЦИИ
Статья 13. Функции Совета по спорам
- Сформированные в соответствии с Правилами адъюдикации Совет по рассмотрению споров и Совет по адъюдикации споров осуществляют следующие функции:
- предотвращение споров и разногласий (неформальное содействие в соответствии со статьей 18);
- разрешение споров (формальная процедура урегулирования споров в соответствии со статьей 19).
- С момента формирования Совета по рассмотрению споров или Совета по адъюдикации споров Сторонам и соответствующему Совету следует провести организационное собрание для установления последующего графика встреч и (при необходимости) посещений объектов.
- Встречи могут проводиться лично, с использованием телефонной связи, систем видеоконференцсвязи (ВКС) или другими способами, согласованными между Сторонами и Адъюдикаторами. В отсутствие такого согласования Совет по рассмотрению споров или Совет по адъюдикации споров самостоятельно определяет место и иные организационные вопросы, касающиеся встреч.
- Если существует необходимость посещения объектов, график посещения должен согласовываться совместно Сторонами и Адъюдикаторами. В отсутствие такого согласования график посещения определяется Советом по рассмотрению споров или Советом по адъюдикации споров.
- Совет по рассмотрению споров или Совет по адъюдикации споров обязаны подготавливать отчет по итогам любой встречи или посещения объекта, а также в течение 14 дней с момента их проведения предоставлять копию данного отчета Сторонам.
- Совет ad hoc, сформированный в соответствии с Правилами адъюдикации, осуществляет функцию урегулирования споров (формального урегулирования споров в соответствии со статьей 19), если иное не согласовано Сторонами и Советом ad hoc.
Статья 14. Принципы адъюдикации
- Все процедуры и действия, осуществляемые Советом по спорам, проводятся оперативно и добросовестно на основе принципов независимости и беспристрастности Адъюдикаторов, усмотрения, состязательности процесса и равного отношения к Сторонам.
- Стороны и их представители должны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами и не допускать злоупотреблений.
- Односторонняя коммуникация между Адъюдикатором и Стороной не допускается, если Стороны не договорились об ином.
Статья 15: Порядок направления документов
- Письменные заявления, сообщения, уведомления и материалы («Документы») должны быть направлены способом, согласованным Сторонами и Советом по спорам.
- Если Стороны не договорились об ином, датой получения документов по электронной почте считается день их отправки по местному времени получателя. Датой получения документов, направленных в бумажной форме, считается день их доставки или попытки доставки по месту вручения.
Статья 16. Исчисление сроков
- Периоды времени, указанные в Правилах адъюдикации, установленные Советом по спорам или согласованные Сторонами, начинают течь со дня, следующего за датой совершения действия или события, которым определено начало срока. Если следующий за такой датой день является выходным или праздничным в юрисдикции, где должно быть совершено определенное действие, срок начинает течь со следующего рабочего дня. Если последний день срока является выходным или праздничным в соответствующей юрисдикции, течение срока автоматически продлевается до окончания следующего рабочего дня.
- Выходные и праздничные дни, имеющие место во время течения срока, включаются в этот срок.
- Сроки могут быть продлены, в том числе по инициативе Сторон, Совета по спорам или РАЦ с учетом конкретных обстоятельств Адъюдикации.
Статья 17. Информирование Совета по спорам
- Стороны должны предоставлять информацию Совету по спорам в полном объеме, в том числе своевременно представлять копии любых документов, связанных с договором.
- Стороны обязаны информировать Совет по рассмотрению споров или Совет по адъюдикации споров о ходе проекта, о договоре и его исполнении Сторонами.
- Отказ Стороны предоставить информацию не препятствует исполнению функций Советом по спорам, в том числе вынесению Заключений на основе имеющейся информации.
- Стороны должны стремиться информировать Совет по рассмотрению споров или Совет по адъюдикации споров о любых разногласиях, которые могут возникнуть в процессе исполнения договора.
Статья 18. Предотвращение споров и разногласий
- Совет по рассмотрению споров или Совет по адъюдикации споров может осуществлять содействие Сторонам в неформальном урегулировании уже возникших противоречий (предотвращение споров), а также в предупреждении возможных будущих противоречий (предотвращение разногласий) в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
- Для предотвращения споров Совет по рассмотрению споров или Совет по адъюдикации споров могут по собственной инициативе или по запросу любой из Сторон представить неформальное консультативное мнение. Неформальное консультативное мнение может быть дано Сторонам в ходе беседы, во время встречи или посещения объекта или в любой другой форме, согласованной со Сторонами. Стороны не обязаны действовать в соответствии с любыми неформальными консультативными мнениями.
- Совет по рассмотрению споров или Совет по адъюдикации споров могут по собственной инициативе выносить на обсуждение со Сторонами любые вопросы в целях предотвращения споров. Стороны могут остановить Совет по спорам, предоставив совместное письменное уведомление о том, что они считают его инициативу нецелесообразной.
- Если Совет по рассмотрению споров или Совет по адъюдикации споров обязан вынести Заключение относительно какого-либо вопроса, по которому ранее было представлено неформальное консультативное мнение, то он не является связанным любыми позициями, выраженными в рамках неформального консультативного мнения, а также не может учитывать какие-либо сведения, которые не были доступны всем Сторонам.
- Если в какой-либо момент времени, в том числе во время встреч или посещений объектов, Совет по рассмотрению споров или Совет по адъюдикации споров заметит, что между Сторонами в будущем может возникнуть разногласие, Совет по спорам может поднять этот вопрос для обсуждения со Сторонами с целью предотвращения разногласий без дальнейшего вмешательства Совета. При этом Совет по спорам может помочь Сторонам определить потенциальное разногласие.
- Содействие Совета по рассмотрению споров или Совета по адъюдикации споров в предотвращении разногласий может принимать форму беседы, письменной позиции от Совета по спорам Сторонам или любой другой формы содействия, которая может помочь Сторонам предотвратить разногласия.
- Если Совет по рассмотрению споров или Совет по адъюдикации споров обязан вынести Заключение в связи с разногласием, по которому было оказано содействие в предотвращении, то он не является связанным любыми взглядами, выраженными в ходе оказания содействия, а также не может учитывать какие-либо сведения, которые не были доступны всем Сторонам.
Статья 19. Формальная процедура урегулирования споров
- Любая из Сторон вправе передать спор в Совет по спорам, представив письменное изложение своей позиции («Уведомление о передаче спора») другой Стороне, Совету и РАЦ.
- Уведомление о передаче спора должно включать в себя:
- ясное и точное описание характера и обстоятельств спора;
- перечень вопросов, передаваемых в Совет по спорам для вынесения Заключения, и позицию Стороны по этим вопросам, включая любые релевантные факты и нормативные акты;
- релевантные сопроводительные материалы, например, документы, чертежи, графики и переписку;
- требования Стороны, включая расчет для требований, подлежащих денежной оценке, и, по возможности, денежная оценка иных требований;
- любые запросы о промежуточных или обеспечительных мерах;
- подтверждение оплаты регистрационного сбора РАЦ.
- Если Стороны не согласовали иное или если Совет по спорам не решит иначе, Сторона, в отношении которой было подано Уведомление о передаче спора, должна представить письменный ответ («Ответ») в течение 15 дней (в рамках процедур Совета по рассмотрению споров и Совета по адъюдикации споров) или в течение 10 дней (в рамках процедур Совета ad hoc) с момента получения Уведомления о передаче спора.
- Ответ должен включать в себя:
- ясное и точное описание позиции Стороны, в отношении которой было подано Уведомление о передаче спора;
- релевантные сопроводительные материалы, такие как документы, чертежи, графики и переписка;
- перечень вопросов, по которым Сторона запрашивает Заключение Совета по спорам, включая любые запросы о промежуточных или обеспечительных мерах.
- Совет по спорам в любое время может запросить у Стороны дополнительные письменные пояснения или документы, а также доступ на объект в целях подготовки Заключения.
- Совет по рассмотрению споров и Совет по адъюдикации споров вправе назначить одного или нескольких экспертов для представления письменного заключения по конкретным вопросам, указанным соответствующим Советом и требующим специальных познаний. При подготовке экспертного заключения течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 21, приостанавливается.
- Стороны в любое время могут самостоятельно урегулировать спор.
Статья 20. Слушания в рамках процедуры формального урегулирования споров
- Если Стороны и Совет по спорам не согласовали иное, в рамках процедуры формального урегулирования споров проводится устное слушание. Устное слушание может проводиться лично, с использованием телефонной связи, систем видеоконференцсвязи (ВКС) или другими способами, согласованными между Сторонами и Адъюдикаторами. В отсутствие такого согласования Совет по спорам самостоятельно определяет место и разрешает иные организационные вопросы, касающиеся устного слушания.
- Если Совет по спорам не определит иное, слушание должно быть проведено в течение 15 дней с даты получения Советом по спорам Ответа или с момента последнего обмена документами.
- Слушание должно проводиться в присутствии всех Адъюдикаторов Совета по спорам, если только они не примут решение, исходя из обстоятельств и после консультации со Сторонами, что проведение слушания в отсутствие одного или нескольких Адъюдикаторов является возможным.
- Если любая из Сторон отказывается или фактически не участвует на любом этапе Адъюдикации, Совет по спорам может продолжить деятельность несмотря на такой отказ или неучастие.
- Совет по спорам может запросить у Сторон письменное изложение позиций по итогам выступлений Сторон.
- Совет по спорам не должен выражать никаких мнений во время слушания относительно существа аргументов, выдвинутых Сторонами.
Статья 21. Заключения Совета по спорам
- Совет по спорам принимает меры к тому, чтобы Заключение было вынесено в разумные сроки, но не позднее:
- 40 дней со дня получения Советом по рассмотрению споров или Советом по адъюдикации споров Уведомления о передаче спора;
- 50 дней со дня получения Советом ad hoc Уведомления о передаче спора.
- Совет по спорам может продлить срок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, с согласия Сторон. В отсутствие такого согласия Совет после консультаций со Сторонами может продлить срок вынесения Заключения на самый короткий период времени, который считает необходимым при условии, что общая продолжительность такого продления не должна превышать 60 дней. Принимая решение о продлении срока, Совет по спорам и Стороны учитывают характер спора, его сложность и другие обстоятельства, в том числе необходимость назначения эксперта.
- Учитывая специфику спора, Совет по спорам может вынести Заключение о том, что спор не может быть урегулирован в рамках Адъюдикации. В таком случае любая из Сторон может передать спор (или отдельные требования) на рассмотрение в суд или арбитраж в соответствии с применимым законодательством и Соглашением о разрешении споров.
- Если Совет по спорам состоит из трех или более Адъюдикаторов, то Совет прилагает все усилия для достижения единогласия. Если это невозможно, Заключение выносится большинством Адъюдикаторов. Любой Адъюдикатор, не согласный с Заключением, может изложить причины такого несогласия в отдельном письменном документе, который не является частью Заключения, но доводится до сведения Сторон.
- Если Стороны не договорились об ином, в течение 10 дней с момента получения проекта Заключения от Совета по спорам РАЦ осуществляет техническую проверку проекта Заключения на предмет технических ошибок, что в любом случае не может затрагивать урегулирование спора по существу.
- Стороны могут договориться об утверждении Заключения в форме арбитражного решения на согласованных условиях при указании на соответствующую возможность в Соглашении о разрешении споров, если такая возможность предусмотрена применимым правом, в том числе правом места арбитража.
Статья 22. Исправление и разъяснение Заключений
- В течение 15 дней с даты получения Заключения:
- любая из Сторон, уведомив об этом другую Сторону, может попросить Совет по спорам исправить допущенные в Заключении ошибки в подсчетах, описки, опечатки либо иные ошибки аналогичного технического характера;
- любая из Сторон, уведомив об этом другую Сторону, может попросить Совет по спорам дать разъяснение какого-либо пункта или какой-либо части Заключения.
- Совет по спорам, если сочтет просьбу оправданной, в течение 15 дней с даты ее получения должен внести соответствующие исправления или дать разъяснения, которые становятся составной частью Заключения.
- Совет по спорам в течение 15 дней с даты принятия Заключения вправе по своей инициативе исправить ошибки в подсчетах, описки, опечатки либо иные ошибки аналогичного технического характера.
- Стороны могут договориться о продлении срока на исправление ошибок технического характера или предоставления разъяснения.
- Все сроки, связанные с Заключением, начинают исчисляться заново с момента получения Сторонами исправления или разъяснения Заключения.
Статья 23. Осуществление отдельных функций в соответствии с другими правилами
- Стороны могут обратиться к РАЦ с просьбой осуществлять отдельные функции в рамках процедуры Адъюдикации, даже если они договорились о применении других Правил адъюдикации.
- Любая Сторона с согласия другой Стороны может подать уведомление с указанием функций, которые Стороны хотели бы возложить на РАЦ.
- В течение 10 дней с момента получения такого уведомления РАЦ уведомляет Стороны о возможности осуществления этих функций и о стоимости таких функций.
- Если Стороны не договорились об ином, функции, которые Стороны возлагают на РАЦ, будут осуществляться в соответствии с Правилами адъюдикации, а если Правила адъюдикации не регулируют данный вопрос – с учетом мнения Сторон и практики РАЦ.
ГЛАВА 4. СБОРЫ И РАСХОДЫ
Статья 24. Вознаграждение Адъюдикаторов
- Условия и размер вознаграждения любого Адъюдикатора согласовываются Сторонами в Соглашении об исполнении функций Адъюдикатора.
- Если Стороны и Адъюдикатор не смогли договориться о вознаграждении или если одна из Сторон оспаривает какую-либо часть вознаграждения Адъюдикатора, РАЦ по просьбе одной или всех Сторон после надлежащих консультаций со Сторонами и Адъюдикатором принимает решение о разумном вознаграждении. РАЦ также определяет, будет ли вознаграждение выплачиваться в виде аванса, дневной ставки или исходя из выполненной Адъюдикатором работы (почасовой ставке). Стороны обязаны исполнять такое решение РАЦ. Адъюдикатор либо принимает условия вознаграждения, либо отказывается от назначения (выходит из состава Совета по спорам).
- Если Стороны и Адъюдикатор не договорились об ином, Стороны возмещают все разумные расходы и издержки, понесенные Адъюдикатором в связи с Адъюдикацией. В исключительных случаях вопрос о разумности понесенных Адъюдикатором расходов и издержек разрешается Комитетом по адъюдикации по мотивированному заявлению Стороны.
- Если Стороны не договорились об ином, они в равной степени несут все расходы и издержки Совета по спорам. Если Сторона не оплачивает свою долю гонораров и расходов в установленный срок, другая Сторона может оплатить непогашенную сумму. Сторона, производящая такую оплату, в дополнение к своим требованиям, имеет право на возмещение всех выплаченных сумм с недоплатившей Стороны.
Статья 25. Административные сборы и расходы РАЦ
- Административные сборы РАЦ в рамках процедуры адъюдикации исчисляются в долларах США либо в эквивалентной сумме в иной валюте:
- назначение любого Адъюдикатора – 500 долларов США (оплачивается вместе с запросом);
- решение по вопросу отвода любого Адъюдикатора –500 долларов США (оплачивается вместе с запросом);
- любой запрос в РАЦ с просьбой определить вознаграждение Адъюдикатора – 750 долларов США (оплачивается вместе с запросом);
- предоставление услуг по хранению средств, включая удержание депозитов Сторон – 3% от внесенной суммы;
- сопровождение процедуры формального урегулирования споров оплачивается исходя из почасовой ставки 150 долларов США и количества затраченных часов. При подаче Уведомления о передаче спора Сторона вносит аванс в виде регистрационного сбора в размере 200 долларов США (оплачивается вместе с Уведомлением о передаче спора).
- Административные сборы (в том числе регистрационный сбор) не подлежат возврату.
- Если РАЦ осуществляет какие-либо иные дополнительные функции в рамках процедуры Адъюдикации, Стороны возмещают расходы, связанные с осуществлением таких функций. В этом случае РАЦ предоставляет отчет с указанием количества затраченных часов, выполненных действий и понесенных РАЦ расходов по окончании каждого месяца, когда такие действия или расходы имели место. Сумма возмещения рассчитывается исходя из почасовой ставки 150 долларов США и количества затраченных часов, а также расходов РАЦ (если таковые имеются) с приложением подтверждающих документов.
- Если Стороны не договорились об ином, они несут издержки оплаты всех сборов и расходов РАЦ в равных долях. Если любая Сторона не оплачивает свою долю сборов и расходов РАЦ, другая Сторона может оплатить необходимую сумму. Сторона, осуществившая такую оплату, в дополнение к своим требованиям, имеет право на возмещение всех выплаченных сумм с недоплатившей Стороны.
ГЛАВА 5. КОМИТЕТ ПО АДЪЮДИКАЦИИ РАЦ
Статья 26. Комитет по адъюдикации РАЦ
- Комитет по адъюдикации является коллегиальным постоянно действующим органом РАЦ, осуществляющим функции по содействию в формировании Совета по спорам, отводе Адъюдикаторов, а также иные функции, отнесенные к его компетенции Правилами адъюдикации.
- Комитет по адъюдикации состоит из пяти членов.
- Частичная ротация состава Комитета по адъюдикации должна осуществляться раз в 5 лет. Первая ротация осуществляется путем замены двух членов Комитета по адъюдикации через 5 лет после формирования первого состава Комитета по адъюдикации. Через 3 года после первой ротации производится вторая ротация путем замены оставшихся трех членов Комитета по адъюдикации из первого состава Комитета по адъюдикации. Дальнейшая частичная ротация осуществляется раз в 5 лет путем замены двух членов Комитета по адъюдикации. Выбывшие в ходе ротации члены Комитета по адъюдикации не могут входить в состав Комитета по адъюдикации в течение 5 лет с даты прекращения их полномочий.
- Комитет по адъюдикации избирает из своего состава Председателя Комитета по адъюдикации сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть Председателем Комитета по адъюдикации более одного срока подряд.
- Председатель Комитета по адъюдикации осуществляет следующие функции:
- созывает заседания Комитета по адъюдикации в очной или заочной форме по мере необходимости;
- формирует повестку заседаний Комитета по адъюдикации;
- организует совместно с Административным аппаратом РАЦ голосование по вопросам повестки заседаний Комитета по адъюдикации, подсчет голосов, оформление и хранение информации об итогах голосования;
- подписывает протоколы заседаний Комитета по адъюдикации и выписки из них;
- председательствует на очных заседаниях Комитета по адъюдикации;
- осуществляет иные функции, отнесенные к его компетенции Правилами адъюдикации.
- Заседания Комитета по адъюдикации проводятся в очной и заочной форме. Очное заседание Комитета по адъюдикации проводится в форме совместного присутствия или в форме теле- или видеоконференции, которая может быть организована Административным аппаратом РАЦ по инициативе Председателя Комитета по адъюдикации или по просьбе большинства членов Комитета по адъюдикации. Заочное заседание Комитета по адъюдикации может проводиться путем голосования по электронной почте или иным способом.
- Заседание Комитета по адъюдикации считается правомочным (имеется кворум), если в нем приняли участие не менее трех членов Комитета по адъюдикации.
- В случае, если член Комитета по адъюдикации не может присутствовать лично на очном заседании Комитета по адъюдикации, он вправе направить письменную позицию по всем вопросам повестки до начала заседания Комитета по адъюдикации.
- Решения Комитета по адъюдикации принимаются простым большинством голосов членов Комитета по адъюдикации, участвующих в заседании Комитета по адъюдикации. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Комитета по адъюдикации.
- Члены Комитета по адъюдикации могут выступать в качестве Адъюдикаторов в рамках процедуры Адъюдикации, администрируемой РАЦ, если они были выбраны Стороной, согласованы Сторонами или предложены уже назначенными Адъюдикаторами.
- Комитет по адъюдикации может назначить любого из членов Комитета в качестве Адъюдикатора в исключительных случаях, если с учетом обстоятельств конкретного дела такой кандидат наилучшим образом удовлетворяет требованиям, предъявляемым соглашением Сторон и применимым законодательством, или имеет уникальную квалификацию.
- Член Комитета по адъюдикации не принимает участия в разрешении любых вопросов, связанных с процедурой Адъюдикации, где он является Адъюдикатором.
[1] При оценке беспристрастности и независимости Адъюдикаторы и кандидаты в состав Советов по спорам должны руководствоваться Руководящими принципами Международной ассоциации юристов (МАЮ) относительно конфликта интересов в международном коммерческом арбитраже (в актуальной редакции) mutatis mutandis.